Производство гофрокартона в период кризиса
Компания "ГОФРОКАРТОН И ГОФРОТАРА", является на сегодняшний день крупнейшим производителем гофрокартона в России.
- Мы имеем собственное производство (завод в г. Клин)
- Мы изготавливаем и продаем гофрокартон, гофротару, различные картонные коробки и картонные упаковки различной конфигурации.
- Мы зарекомендовали себя, как стабильные поставщики гофрокартона и гофротары предприятиям различных отраслей промышленности.
В данном обзоре мы постарались рассмотреть развитие российского рынка гофрокартона за последние три года (2006-2009 гг.), влияние, оказанное на него экономическим кризисом, и события на отечественном рынке гофрокартона, произошедшие в 2008-2009 гг.
Рынок гофрокартона является составной и самой большой частью общего рынка картона, в значительной степени зависящей от него.
Российская отрасль производства гофрокартона в 2006-2009 гг.
Изучая рынок гофрокартона, необходимо обращать внимание на ситуацию на российском рынке картона в целом.
По данным аналитического Центра полиграфии ” Терра Принт ”, на упаковочные изделия из картона в 2007 г. приходилось 39% потребляемой в России упаковки.
По оценкам специалистов, только на долю гофрокартонной упаковки в России приходится около 65% всей пакуемой пищевой продукции (она же формирует 75% спроса на гофротару).
На втором месте по уровню потребления находятся предприятия, производящие товары бытовой химии и фармацевтику – в совокупности около 20%.
Эта упаковка универсальна и пригодна для многих пищевых и не пищевых продуктов. В гофрокороба упаковывают фрукты, цветы, яйца, хозяйственный инвентарь, санитарно-гигиенические товары, продукты глубокой заморозки и многое другое.
Даже если сам продукт упакован в жестяную или стеклянную емкость (например, плодоовощные, мясные и рыбные консервы, детское питание), для его транспортировки требуются коробки, изготовленные из гофрокартона. Таким образом, если в потребительской таре гофрокартону приходится конкурировать с упаковкой из других материалов, то в области транспортной упаковки, по большому счёту, у гофрокартона конкурентов нет:
- тара лёгкая,
- прочная,
- возможно изготовление упаковки с полноцветной печатью,
- с автоматическим складыванием коробки.
Если прибавить к этому экологичность гофрокартона, то его преимущества не вызывают сомнений.
Тот факт, что в качестве транспортной тары ему равных нет, подтверждает статистика: по данным РБК, около 80% производимого в России гофрокартона используется в качестве транспортной упаковки. При этом 76-78% транспортной упаковки приходится на картонные ящики.
На гофрокартон приходится около 70% всего производства упаковочного картона в России.
В этом секторе упаковочной отрасли у нас самые надёжные позиции – более 85% потребляемого рынком картона производится в России. По данным ”Коммерсанта”, в России в 2007 г. было выпущено более 2,6 млрд. м2 гофрокартона в год. Несмотря на это, дефицит гофрокартона на российском рынке до кризиса составлял, по оценкам специалистов, около 400 тыс. тонн в год и покрывался, в основном за счёт импорта.
Как правило, отечественный гофрокартон производится из первичного сырья, но в последние годы заметна тенденция увеличения использования при его производстве макулатурного сырья (до 16% внутреннего потребления тарного картона, который служит сырьём для производства гофрокартона).
Рынок до кризиса
Как и во всей российской промышленности, в «докризисные» 2006-2008 гг. ситуация в отрасли гофрокартона была позитивной. На основе девальвации рубля и волны импортозамещения, заложенной предыдущим кризисом 1998 г. рынок гофрокартона (как, впрочем, и весь рынок упаковки в посткризисный период) рос хорошими темпами (на 10-15% в год).
По данным федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат), объем производства картона за 2007 г. По отношению к 2006 г. составил 102, 9%. Чуть быстрее росло производство тарного картона – объем его производства за 2007 г. по отношению к 2006 г. составил 103,3%, и производство ящиков из картона – на 11,2% к объему производства за соответствующий период 2006 г.
В 2007 г. темп роста производства картона замедлился и упал в три раза (с 10,3% в 2006 г. до 2,9% в 2007 г.), что говорило скорее не о насыщении отечественного рынка, а о загрузке имеющихся производственных мощностей. В то же время рост производства ящиков из картона на 11,2% говорит о том, что отрасль гофротары, по-прежнему бурно развивалась (прежде всего, за счёт открытия новых фабрик).
Тем не менее, новые производства не могли полностью удовлетворить растущий спрос, и в результате к 2007 г. объем загрузки имеющихся в России мощностей по производству гофрокартона достиг 90%, а рентабельность производства упала до минимальных значений. Это при том, что дальнейший рост цен на рынке был ограничен из-за постепенного насыщения рынка и усиления конкуренции между производителями (причем как отечественными, так и иностранными).
Значительный рост производства гофрокартона в России мог продолжаться лишь при повышении рентабельности в отрасли и при условии ввода новых мощностей и модернизации старых.
И всё-таки производители гофрокартона с оптимизмом смотрели в будущее. Многое зависело от общей ситуации в экономике России, прогноз развития которой был благоприятен: согласно прогнозу МЭРТ РФ, в 2008 г. экономика РФ должна была вырасти на 6,4%, в 2009 г. – на 6%, а в 2010 – на 6,3%.
Российским оценкам вторили и мнения международных организаций. По оценке Вемирной организации производителей картона, ежегодный прирост потребления на российском рынке гофрокартона должен был составить в ближайшие годы 6,5-7%. По прогнозам исследовательской компании Freedonia Group Inc., мировой спрос на коробки из гофрокартона к 2013 году должен был достигнуть 213 млрд. м2. С расчётом реальной (учитывая инфляцию) прибыли ВВП, спрос должен был увеличиваться на 3,4% в год...
Но, мировой экономический кризис серьёзно скорректировал эти планы…
Ситуация на рынке в условиях кризиса
Экономический кризис, начало которого в России приходится на осень 2008 г., сильно сказался практически на всех отраслях промышленности, не оставив в стороне и ЦБП.
Впрочем, нужно отметить, что на рынке картона кризис отразился в меньшей степени (по сравнению со всей ЦБП). В целом, по итогам 2008 г. производство картона в России всё таки выросло.
По оценкам экспертов, в 2008 году в России произвели 3,69 млн. тонн картона (включая бумагу для гофрирования), что составляет примерно 24-27,5 млрд. м2 в зависимости от его плотности.
Экспорт гофрокартона в 2008 г. тоже быстро рос, хотя доля экспорта в общероссийском производстве гофропродукции все равно крайне мала – менее 0,5%. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. объемы экспорта гофропродукции в натуральном выражении увеличились на 27,1%, в денежном выражении – на 14,7%. Доля товарного гофрокартона в структуре импорта составила около 8%, гофроящиков – 92%. В 2008 году по сравнению с 2007 г. объемы импорта гофропродукции в натуральном выражении увеличились на 3%, в денежном выражении на 3,1%.
С момента, когда мировой экономический кризис в полной мере «докатился» и до России, рост производства картона стал отрицательным. По данным Lesprom network, за первое полугодие в России было произведено 1,26 млн. т тарного картона – что на 11,6% меньше, чем за тот же период прошлого года.
Эксперты отмечают, что на рынке гофротары был переизбыток мощностей: из-за наблюдавшегося роста спроса на продукцию за последние годы было запущено сразу несколько новых заводов, что в итоге создало слишком высокий уровень конкуренции. Поэтому когда рынок потерял в конце 2008 – начале 2009 года около 20-30%, предприятия столкнулись с падением производства и прибылей.
В результате многие гофрокартонные фабрики (особенно мелкие) были вынуждены свернуть производства (или сократить его объемы), да и крупные игроки полностью зависели от самочувствия потребителей их продукции (прежде всего пищевой отрасли). Кризисная ситуация на российском рынке гофрокартона привела к усилению конкуренции между производителями, в результате которой выигрывают крупные игроки, имеющие свою сырьевую базу.
По словам участников рынка, процесс активного вытеснения небольших заводов гофроупаковки уже прошел. В 2008 году они удерживали около 40% рынка. Но уже с начала 2009 года только в Москве и Петербурге закрыто около двух десятков небольших фабрик. Их общая проблема – отсутствие собственного сырья. Они вынуждены свернуть производство, так как не имеют резервов для снижения цен и достаточного объема оборотных средств, которые помогали бы справиться с увеличившимися отсрочками платежей потребителей.
Координально изменилась и структура спроса. Вслед за утратой интереса покупателей к дорогим еде и напиткам предприятия пищевой промышленности существенно, примерно на 20%, снизили потребление упаковки премиального сегмента в пользу дешевого. Целлюлозный картон сменился макулатурным, дорогая офсетная печать – дешевой и менее красочной. В этой ситуации выигрывает тот, кто предлагает потребителю новые виды тарного картона дешевого ценового сегмента.
На мировом рынке гофротары ситуация не лучше. В частности,на европейском рынке с началом кризиса паление спроса на гофрокартон составило 10%, что привело к тому, что уже в мае 2009 г. компания SCA объявил о планах закрытия 11 заводов по выпуску гофрокартона в Европе в 2009 г.
Тем не менее, в последние месяцы ситуация на российском рынке гофротары стала понемногу улучшаться. Выросло число заказов, у производителей появился оптимизм по поводу дальнейших перспектив отрасли.
Кризис не вечен, и после него эксперты ожидают резкий рост спроса на продукцию отрасли. По прогнозам экспертов, объем производства товарно целлюлозы вырастет в 1,68 раза, бумаги – в 1,7 раза, картона – в 2,2 раза. Но для этого нужны инвестиции, кроме того, требуется изменение и структуры отечественной отрасли производства гофрокартона (открытие производств макулатурного сырья для гофрокартона).
КАТАЛОГ КАРТОНА
Мы производим любой вид рулонного и листового гофрокартона.
Если не нашли подходящее для себя в каталоге, делайте индивидуальный заказ.
Три простых шага к покупке
1 |
Выберите товары и |
2 |
Укажите Ваши контакты |
3 |
Отправьте заказ и |