Производство гофрокартона в период кризиса

Компания "ГОФРОКАРТОН И ГОФРОТАРА", является на сегодняшний день крупнейшим производителем гофрокартона в России.

 

В данном обзоре мы постарались рассмотреть развитие российского рынка гофрокартона за последние три года (2006-2009 гг.), влияние, оказанное на него экономическим кризисом, и события на отечественном рынке гофрокартона, произошедшие в 2008-2009 гг.

 

Рынок гофрокартона является составной и самой большой частью общего рынка картона, в значительной степени зависящей от него.

 

Российская отрасль производства гофрокартона в 2006-2009 гг.

Изучая рынок гофрокартона, необходимо обращать внимание на ситуацию на российском рынке картона в целом.

По данным аналитического Центра полиграфии ” Терра Принт ”, на упаковочные изделия из картона в 2007 г. приходилось 39% потребляемой в России упаковки.

По оценкам специалистов, только на долю гофрокартонной упаковки в России приходится около 65% всей пакуемой пищевой продукции (она же формирует 75% спроса на гофротару).

На втором месте по уровню потребления находятся предприятия, производящие товары бытовой химии и фармацевтику – в совокупности около 20%.

Эта упаковка универсальна и пригодна для многих пищевых и не пищевых продуктов. В гофрокороба упаковывают фрукты, цветы, яйца, хозяйственный инвентарь, санитарно-гигиенические товары, продукты глубокой заморозки и многое другое.

Даже если сам продукт упакован в жестяную или стеклянную емкость (например, плодоовощные, мясные и рыбные консервы, детское питание), для его транспортировки требуются коробки, изготовленные из гофрокартона. Таким образом, если в потребительской таре гофрокартону приходится конкурировать с упаковкой из других материалов, то в области транспортной упаковки, по большому счёту, у гофрокартона конкурентов нет:

 

Обратите внимание

Если прибавить к этому экологичность гофрокартона, то его преимущества не вызывают сомнений.

 

Тот факт, что в качестве транспортной тары ему равных нет, подтверждает статистика: по данным РБК, около 80% производимого в России гофрокартона используется в качестве транспортной упаковки. При этом 76-78% транспортной упаковки приходится на картонные ящики.

На гофрокартон приходится около 70% всего производства упаковочного картона в России.

В этом секторе упаковочной отрасли у нас самые надёжные позиции – более 85% потребляемого рынком картона производится в России. По данным ”Коммерсанта”, в России в 2007 г. было выпущено более 2,6 млрд. м2 гофрокартона в год. Несмотря на это, дефицит гофрокартона на российском рынке до кризиса составлял, по оценкам специалистов, около 400 тыс. тонн в год и покрывался, в основном за счёт импорта.

Как правило, отечественный гофрокартон производится из первичного сырья, но в последние годы заметна тенденция увеличения использования при его производстве макулатурного сырья (до 16% внутреннего потребления тарного картона, который служит сырьём для производства гофрокартона).

 

Популярная гофроупаковка
Архивная коробка

От 212 р.

Коробка для переезда

От 87 р.

Коробка для подарков

От 1023 р.

Коробка для торта

От 432 р.

 

Рынок до кризиса

Как и во всей российской промышленности, в «докризисные» 2006-2008 гг. ситуация в отрасли гофрокартона была позитивной. На основе девальвации рубля и волны импортозамещения, заложенной предыдущим кризисом 1998 г. рынок гофрокартона (как, впрочем, и весь рынок упаковки в посткризисный период) рос хорошими темпами (на 10-15% в год).

По данным федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат), объем производства картона за 2007 г. По отношению к 2006 г. составил 102, 9%. Чуть быстрее росло производство тарного картона – объем его производства за 2007 г. по отношению к 2006 г. составил 103,3%, и производство ящиков из картона – на 11,2% к объему производства за соответствующий период 2006 г.

В 2007 г. темп роста производства картона замедлился и упал в три раза (с 10,3% в 2006 г. до 2,9% в 2007 г.), что говорило скорее не о насыщении отечественного рынка, а о загрузке имеющихся производственных мощностей. В то же время рост производства ящиков из картона на 11,2% говорит о том, что отрасль гофротары, по-прежнему бурно развивалась (прежде всего, за счёт открытия новых фабрик).

Тем не менее, новые производства не могли полностью удовлетворить растущий спрос, и в результате к 2007 г. объем загрузки имеющихся в России мощностей по производству гофрокартона достиг 90%, а рентабельность производства упала до минимальных значений. Это при том, что дальнейший рост цен на рынке был ограничен из-за постепенного насыщения рынка и усиления конкуренции между производителями (причем как отечественными, так и иностранными).

 

Обратите внимание

Значительный рост производства гофрокартона в России мог продолжаться лишь при повышении рентабельности в отрасли и при условии ввода новых мощностей и модернизации старых.

 

И всё-таки производители гофрокартона с оптимизмом смотрели в будущее. Многое зависело от общей ситуации в экономике России, прогноз развития которой был благоприятен: согласно прогнозу МЭРТ РФ, в 2008 г. экономика РФ должна была вырасти на 6,4%, в 2009 г. – на 6%, а в 2010 – на 6,3%.

Российским оценкам вторили и мнения международных организаций. По оценке Вемирной организации производителей картона, ежегодный прирост потребления на российском рынке гофрокартона должен был составить в ближайшие годы 6,5-7%. По прогнозам исследовательской компании Freedonia Group Inc., мировой спрос на коробки из гофрокартона к 2013 году должен был достигнуть 213 млрд. м2. С расчётом реальной (учитывая инфляцию) прибыли ВВП, спрос должен был увеличиваться на 3,4% в год...

Но, мировой экономический кризис серьёзно скорректировал эти планы…

 

Ситуация на рынке в условиях кризиса

Экономический кризис, начало которого в России приходится на осень 2008 г., сильно сказался практически на всех отраслях промышленности, не оставив в стороне и ЦБП.

Впрочем, нужно отметить, что на рынке картона кризис отразился в меньшей степени (по сравнению со всей ЦБП). В целом, по итогам 2008 г. производство картона в России всё таки выросло.

 

Обратите внимание

По оценкам экспертов, в 2008 году в России произвели 3,69 млн. тонн картона (включая бумагу для гофрирования), что составляет примерно 24-27,5 млрд. м2 в зависимости от его плотности.

 

Экспорт гофрокартона в 2008 г. тоже быстро рос, хотя доля экспорта в общероссийском производстве гофропродукции все равно крайне мала – менее 0,5%. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. объемы экспорта гофропродукции в натуральном выражении увеличились на 27,1%, в денежном выражении – на 14,7%. Доля товарного гофрокартона в структуре импорта составила около 8%, гофроящиков – 92%. В 2008 году по сравнению с 2007 г. объемы импорта гофропродукции в натуральном выражении увеличились на 3%, в денежном выражении на 3,1%.

С момента, когда мировой экономический кризис в полной мере «докатился» и до России, рост производства картона стал отрицательным. По данным Lesprom network, за первое полугодие в России было произведено 1,26 млн. т тарного картона – что на 11,6% меньше, чем за тот же период прошлого года.

Эксперты отмечают, что на рынке гофротары был переизбыток мощностей: из-за наблюдавшегося роста спроса на продукцию за последние годы было запущено сразу несколько новых заводов, что в итоге создало слишком высокий уровень конкуренции. Поэтому когда рынок потерял в конце 2008 – начале 2009 года около 20-30%, предприятия столкнулись с падением производства и прибылей.

В результате многие гофрокартонные фабрики (особенно мелкие) были вынуждены свернуть производства (или сократить его объемы), да и крупные игроки полностью зависели от самочувствия потребителей их продукции (прежде всего пищевой отрасли). Кризисная ситуация на российском рынке гофрокартона привела к усилению конкуренции между производителями, в результате которой выигрывают крупные игроки, имеющие свою сырьевую базу.

По словам участников рынка, процесс активного вытеснения небольших заводов гофроупаковки уже прошел. В 2008 году они удерживали около 40% рынка. Но уже с начала 2009 года только в Москве и Петербурге закрыто около двух десятков небольших фабрик. Их общая проблема – отсутствие собственного сырья. Они вынуждены свернуть производство, так как не имеют резервов для снижения цен и достаточного объема оборотных средств, которые помогали бы справиться с увеличившимися отсрочками платежей потребителей.

Координально изменилась и структура спроса. Вслед за утратой интереса покупателей к дорогим еде и напиткам предприятия пищевой промышленности существенно, примерно на 20%, снизили потребление упаковки премиального сегмента в пользу дешевого. Целлюлозный картон сменился макулатурным, дорогая офсетная печать – дешевой и менее красочной. В этой ситуации выигрывает тот, кто предлагает потребителю новые виды тарного картона дешевого ценового сегмента.

Российская отрасль производства гофрокартона в 2006-2009 гг.

На мировом рынке гофротары ситуация не лучше. В частности,на европейском рынке с началом кризиса паление спроса на гофрокартон составило 10%, что привело к тому, что уже в мае 2009 г. компания SCA объявил о планах закрытия 11 заводов по выпуску гофрокартона в Европе в 2009 г.

Тем не менее, в последние месяцы ситуация на российском рынке гофротары стала понемногу улучшаться. Выросло число заказов, у производителей появился оптимизм по поводу дальнейших перспектив отрасли.

Кризис не вечен, и после него эксперты ожидают резкий рост спроса на продукцию отрасли. По прогнозам экспертов, объем производства товарно целлюлозы вырастет в 1,68 раза, бумаги – в 1,7 раза, картона – в 2,2 раза. Но для этого нужны инвестиции, кроме того, требуется изменение и структуры отечественной отрасли производства гофрокартона (открытие производств макулатурного сырья для гофрокартона).

КАТАЛОГ КАРТОНА

Смотреть полный каталог картона

 

Выбор по количеству
слоев:

двухслойный
картон

трехслойный
картон

пятислойный
картон

микро-
гофрокартон

 

Гофрокартон П-32 бур. Размер: 2000х1020 мм.
  Длина 2000мм
  Ширина 1020мм
124 Р
124 Р
-+
Гофрокартон П-32 бур. Размер: 2300х1200 мм.
  Длина 2300мм
  Ширина 1200мм
166 Р
166 Р
-+
Гофрокартон Т-23 бел. Размер: 2000х1220 мм.
  Длина 2000мм
  Ширина 1220мм
105 Р
105 Р
-+
Гофрокартон Т-24 бел. Размер: 2000х1020 мм.
  Длина 2000мм
  Ширина 1020мм
119 Р
119 Р
-+
Гофрокартон Т-24 бур. Размер: 2000х1020 мм.
  Длина 2000мм
  Ширина 1020мм
90 Р
90 Р
-+
Гофрокартон Т-24 бур. Размер: 2000х1220 мм.
  Длина 2000мм
  Ширина 1220мм
104 Р
104 Р
-+

Показано результатов:9 из 64

 

Выбор по цвету:

Белый картон

Бурый картон

 

 

Популярные товары
Диспенсер для пленки

от 2000 руб.

Коробка для переезда

От 47 р.

Перчатки трикотажные

от 13 руб.

Уголок защитный

от 590 руб..

 

Три простых шага к покупке

1

Выберите товары и
нажмите купить

2

Укажите Ваши контакты
и напишите комментарий

3

Отправьте заказ и
ждите нашего звонка

 

Гофрокартон и гофротара
Разработка сайта - СеоКом
< > свернуть
Калькулятор